Экскурсии

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАНЯТИЯХ И ЭКСКУРСИЯХ,
проводимых в отделе научных исследований и экологического просвещения

Научно-просветительская работа в Ростовском зоопарке. Научно-просветительская работа всегда была важнейшим направлением в деятельности Ростовского зоопарка, который создавался, как научная и учебная база для школ и ВУЗов. При изучении программ разных дисциплин возможно использование коллекций животных, многообразия диких и культурных растений дендропарка, животного и растительного мира водоемов.

Цель разработанных и предлагаемых тем занятий и экскурсий - не только закрепить знания, полученные учащимися на уроках, но и углубить и расширить их.

Занятия могут проводиться и на территории зоопарка, и в детских и учебных учреждениях. На выездных занятиях демонстрируются животные специальной группы, в которую входят черепахи, птицы, хищные млекопитающие, грызуны, зайцеобразные - всего около 30 видов. Набор видов животных таков, что позволяет проводить занятия на разные темы.
 

Темы занятий и аннотации к ним.

1. Для дошкольников:
«Отгадай загадку», «Животные в мифах, легендах, преданиях» - беседы с использованием сказок, загадок.

«Животный мир нашего края» - изучаются животные Донского края.

«Многообразие животного мира» - рассматриваются причины разнообразия животных.

«Животные весной», «Животные летом», «Животные осенью», «Животные зимой» - рассматриваются сезонные изменения в животном мире.

«Краски в мире животных» - объясняются приспособления животных к окружающей среде.

«Путешествие в дальние страны» - рассказывается о распространении животных по всем континентам.

«Охрана природы животного мира» - объясняется необходимость охраны животных в природе.

Предлагаем цикл занятий, в который включены 4 ключевые темы: «Многообразие животных», «Животный мир Ростовской области», «Путешествие в дальние страны», «Охрана природы животного мира».

Во время занятий детям в доступной форме дается материал по биологии животных, которых они знают, о сезонных изменениях животных к окружающей среде, их распространении и необходимости охраны.
Цель занятия - привить детям любовь к животным, объяснить необходимость их охраны.
Методы, используемые при проведении занятий, - рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.
Занятия сопровождаются показом живых животных, зоокарт, слайдов, планшетов, яиц и перьев птиц, рогов, раковин моллюсков. 
2. Для начальной школы:
«Путешествие в дальние страны» - рассказывается о животном мире разных континентов.

«Живущие рядом с нами» - беседа о животных, которые живут в наших домах, дворах, парках.

«Животные осенью», «Животные зимой», «Животные весной» - рассматриваются сезонные изменения в животном мире.

«Особенности степной зоны» - рассказ о степи, ее растительном и животном мире.

«Многообразие животного мира» - объясняются причины разнообразия животных.

«Птицы г.Ростова-на-Дону зимой» - беседа о видовом составе, приспособлениях к зимним условиям, необходимости помогать птицам.

«Животный мир нашей Родины» - рассказывается о многообразии животных мира России, его причинах, распределении животных по разным климатическим зонам.

«Животный мир Ростовской области» - рассказывается об особенностях животного мира Донского края в связи с разными природными условиями.

«Краски в мире животных» - объясняется значение окраса в мире животных, как приспособления к разным условиям окружающей среды.

«Животные-синоптики» - рассказывается о многовековых наблюдениях за поведением животных в связи с различной погодой.

«Перелеты птиц» - объясняются причины перелетов, методы их изучения.

«Животные в мифах, легендах, преданиях» - беседа о животных - героях народного творчества.

«Животные и медицина» - рассказ об использовании животных в научной и народной медицине.

«Дикие и домашние животные» - рассказывается о различии диких и домашних животных, происхождении домашних животных.

«Роль животных в природе» - объясняется влияние животных на природу.

«Роль животных в жизни людей» - беседа об использовании человеком животных, о влиянии животных на жизнь людей.

«Охрана природы, животного мира» - объясняется необходимость охраны природы и животных, рассказывается о природоохранных мероприятиях, о правилах поведения в природе.

Предлагаем цикл занятий, включающий 5 ключевых тем: «Многообразие животного мира», «Путешествие в дальние страны», «Особенности степной зоны», «Животный мир Донского края», «Охрана природы, животных».

Разработана Программа интегрированных занятий по курсу «Я и природа», рассчитанная на 4 года (1-4 класс).
На занятиях детям дается материал по биологии животных, распространению их по планете Земля, приспособлению к разным условиям обитания (зоны, сезоны), происхождению домашних животных.
Цель занятий - закрепить, расширить, углубить знания учащихся, полученные при изучении школьных программ, привить любовь к живому, пробудить осознанную необходимость охранять животных.
Используемые методы: беседа, рассказ, игра, демонстрация наглядных пособий. Занятия сопровождаются показом живых животных, зоокарт, слайдов, планшетов, фильма, яиц и перьев птиц, колец для кольцевания птиц, рогов, раковин моллюсков, морских беспозвоночных.

3. Для средней школы.
А) в помощь изучения учебных программ:
«Млекопитающие», «Приматы», «Грызуны», «Хищные животные нашей страны», «Наши друзья - птицы», «Хищные птицы» - рассказывается о многообразии, распространении, особенностях животных этих групп, об их значении.

«Мягкое золото» - рассказ о пушных животных, их распространении, значении, пушном промысле, о звероводстве.

«Животный мир ростовской области» - рассказывается о многообразии животных Донского края, его причинах, рассматриваются особенности животных степной зоны и их значение.

«Перелеты птиц» - объясняются причины перелетов разных видов птиц, рассказывается о методах изучения перелетов.

«Использование человеком животных», «Роль животных в жизни людей» - беседы о значении животных для человека, использование их для работ и в медицине.

«Роль животных в природе» - беседа о влиянии животных на природу.

«Охрана природы животного мира» - беседа о необходимости охраны, природоохранных мероприятиях, о правилах поведения в природе.

Б) Дополнительные темы, расширяющие и углубляющие знания учащихся.

«Животные в мифах, легендах, преданиях» - рассказ о взгляде людей на животных в давние времена.

«Памятники животным» - рассказывается где, когда, и в связи с чем, поставлены памятники различным животным.

«Ростовский зоопарк: прошлое и настоящее» - рассказывается об организации и развитии зоопарка, его целях и жизни сегодня.

«Животные в городе», «Живущие рядом с нами», «Знакомые незнакомцы», «Животные в нашем доме» - рассказывается о животных, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, о животных, знакомых каждому с детства.

«О тех, кого не любят» - рассказ о животных, которые у многих вызывают неприязнь, -пауки, земноводные, пресмыкающиеся, крысы; о их роли в природе и жизни людей.

«Мой четвероногий друг» - рассказ о собаках, их происхождении, значении для людей, породах, особенностях.

«Птицы г.Ростова-на-Дону зимой» - беседа о птица. Оседлых, кочующих; приспособленности их к зимним условиям, необходимости помощи со стороны людей.

«Животные и медицина» - рассказ об использовании животных и продуктов их  жизнедеятельности в научной и народной медицине.

«Муравьиные дела» - объясняются особенности поведения общественных насекомых на примере муравьев.

«Путешествие по континентам» - рассказывается о размещении животных по всей планете.

«Птицы Ростовской области» - рассказ, беседа о многообразии птиц Донского края, его причинах, значении птиц.

«Домашние кошки» - рассказывается о происхождении домашних кошек, особенностях  их поведения, значении для людей.

«Животные-синоптики» - рассказывается о многовековых наблюдениях за животными в связи с различной погодой.

Разработан цикл занятий «Животные и медицине», который включает следующие темы: «Лабораторные животные», «Физиология, Ученые физиологи», «Медицинская приматология», «Памятники животным», «Паразитология», «Микробиология», «Носители и переносчики инфекционных заболеваний», «Анималотерапия», «Использование в лечении людей продуктов жизнедеятельности животных», «Охрана животных. Экскурсия в зоопарк».

На занятиях учащимся дается материал, который является дополнением к школьному учебнику по биологии животных, их значению в природе и в жизни людей, о необходимости охранять животных.

Цель занятий - закрепить, углубить, расширить знания, полученные школьниками на уроках; привить учащимся любовь к животным и пробудить в них осознанную необходимость охранять животных.
Методы, используемые на занятиях: беседа, рассказ, демонстрация фильма и наглядных пособий.

Демонстрационным материалом служат живые животные, слайды, фильм о Ростовском зоопарке, планшеты, зоокарты, раковины моллюсков, яйца и перья птиц, морские беспозвоночные, кольца для кольцевания птиц.

Разработан цикл занятий со студентами педагогического колледжа. Цель цикла -использование коллекции животных зоопарка для изучения естествознания в начальных классах и в воспитательном процессе.

Темы занятий: «Формы охраны природы, животных», «История Ростовского зоопарка», «Коллекции животных Ростовского зоопарка», «Использование зоопарка в учебно-воспитательном процессе».

Темы и маршруты экскурсий и аннотации к ним.
1. Для дошкольников.
Обзорная: «В мире животных». В доступной форме рассказывается о многообразии животных, внешнем виде в связи с условиями их обитания, питании, поведении.


2. Для начальной школы.
Обзорная: «В мире животных». Рассказывается о многообразии животных, их распространении, биологии, поведении.
 

3. Для средней школы,
А) В помощь школьной программе

1) Обзорная: «В мире животных». Рассказывается о многообразии животных, их распространении, биологии, поведении, приспособленности к определенным условиям окружающей среды, значении.
 

2) «Хищные звери и птицы». В процессе экскурсии рассказывается об основных признаках хищников, их биологии, распространении, значении.


3) «Копытные животные в Ростовском зоопарке». Рассказ о многообразии копытных, их основных признаках, биологии, поведении, значении.


4) «Поведение животных». Рассказ о поведении животных в связи с условиями их существования.


5) «Животный мир Ростовской области»* Рассказ о многообразии животных Донского края, особенностях степных животных, акклиматизированных животных.
.

6) «Животные-краснокнижннки в Ростовском зоопарке». Дается материал о значении животных в природе и жизни человека, причинах снижения их численности, необходимости охраны, роли зоопарков в охране животных.
 

Б) Дополнительные темы, расширяющие и углубляющие знания учащихся.
1) «История Ростовского зоопарка». Рассказывается о создании и развитии зоопарка на протяжении 82-х лет.


2) «Гиганты животного мира в Ростовском зоопарке». Рассказ о самых крупных представителях различных классов и отрядов животных.


3) «Животные в мифах, легендах, преданиях». Рассказывается об отношении людей к животным с древних времен.


4) «Памятники животным». Рассказ о роли животных в жизни людей.
.

5) «Окраска в жизни животных». Дается материал о роли окраса в приспособлении животного к окружающей среде.
 

6) «Ростовский зоопарк в годы Великой Отечественной войны».
Рассказывается о жизни зоопарка в 1941-45 г.г., о работе сотрудников по сохранению животных, об отношении к животным гитлеровцев.


7) Обзорная экскурсия-викторина для школьников, которые занимаются в натуралистических кружках.
 

 Заказать проведение экскурсий и лекций можно по телефону 232-82-91